Страницы истории

Картинка Картинка

История обители


1. Начало истории.
2. Время испытаний.

3. Возрождение.

4. Милость Царицы Небесной.

5. Современная жизнь обители.

«Монашество – есть блаженство, какое только возможно для человека на земле, выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ к внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его. Полное блаженство на небе, в будущей жизни, но нижняя ступень его – на земле. В той жизни оно только продолжается». /прп. Никон Оптинский/

Истинная Цель жизни христианской, по слову преподобного Серафима Саровского, есть стяжание Духа Святого. Монастырь есть место, удобное к достижению этой цели, а средства – молитва, послушание, пост, труд, нестяжание.

Монашество – установление Божие, отнюдь не человеческое. Святые отцы называли монашество «восьмым таинством», показывая этими словами его высочайшее достоинство и значение в жизни Церкви.

Все делание монаха есть любовь, и в путь свой он тоже выходит от любви к Богу, которая заключает в себе и любовь к ближнему. Монастыри – это далекие маяки, утвержденные на скалах, то есть вдали от мира, и своим сиянием освещающие житейские моря и океаны для того, чтобы души человеческие, как корабли, шли верным путем и достигали Царства Небесного – пункта своего назначения.

Таким маяком на юге России в начале двадцатого века был Ростовский Троицкий, ныне Свято-Иверский женский монастырь – возрождаемая святыня Донского края.

Живописно расположенный в излучине реки Темерник, некогда вдали от города, а теперь в самом центре современного жилого массива города Ростова-на-Дону, монастырь привлекает к себе взоры горожан.

Начало истории.

История Иверского монастыря началась в 1903 году определением Святейшего Правительствующего Синода:

«Святейший Правительствующий Синод, 23 октября 1906г., сообщил Правительствующему Сенату, ведением, что, определением Святейшего Правительствующего Синода постановлено на жертвуемом купцом Самуилом Федоровым земельном участке, состоящем близ г. Нахичевани, Ростовского округа, Екатеринославской епархии, учредить женскую общину, с наименованием оной «Троице-Алексеевскою», с таким числом сестер, какое община в состоянии будет совершать на свои средства, и проект устава сей общины утвердить. /ст. 1903. Об учреждении близ г. Нахичевани, Ростовского округа, Екатеринославской епархии, женской общины, с наименованием оной «Троице-Алексеевскою»/.

Участок располагался в двенадцати верстах от Ростова и имел на своей территории родник, который вскоре стал известен своими целебными свойствами. Попечителем монастыря стал ростовский купец С.И.Федоров, поэтому монастырь получил в народе название «Федоровский». Сохранилось предание, что купец строил монастырь ради своей шестнадцатилетней дочери, пожелавшей удалиться от мирской жизни.

Первой настоятельницей новосозданной обители стала игумения Анастасия, под руководство которой, вскоре собралось около 50-ти сестер.

Через несколько лет на монастырской земле поднялись деревянная часовня - каплица и келии, которые впоследствии заменили на каменные. Над целебным источником возвели каплицу, рядом – игуменский домик.

В 1905 году по заказу С.И. Федорова известный архитектор Н.М. Соколов выполнил проект небольшого каменного монастырского храма. Строительство завершилось в 1908 году, и храм освятили в честь Иверской иконы Божией Матери, список которой подарил монастырю его благодетель купец Федоров.

По рассказам старожилов, в конце лета 1914 года царский кортеж, возвращавшийся с Кавказский Минеральных Вод, остановился у границы монастырской земли. Император Николай II с Наследником цесаревичем Алексием вступили на землю святой обители и вошли под своды храма, чтобы поклониться Иверской иконе Божией Матери.

С началом первой мировой войны новые заботы принял на себя и Федоровский монастырь. В 1915 году монахини взяли на воспитание детей-сирот 9-11 лет, привезенных в Ростов из оккупированной Польши. Они обучались и жили здесь до начала 1920-х годов.

Время испытаний.

Февральская революция, октябрьский переворот, гражданская война не сразу смогли разрушить духовное единение сестер, уклад монастырской жизни. В 1919 году, когда нависла угроза закрытия монастыря, игумения Анастасия нашла мудрое решение: община была зарегистрирована как сельхозартель. В годы гонений от безбожной власти благодатная монастырская жизнь продолжалась, скрываясь под названием артели.

Здесь были птичий и скотный дворы, хлебопекарня, кухня, большая пасека, фруктовый сад, искусственные запруды для разведения рыб и прекрасный розарий.

Все оборвалось в 1929 году… Монастырь закрыли. Все имущество передали в собственность государства. Послушницы и монахини были изгнаны с монастырской земли, а семидесятилетнюю игумению Анастасию и ее ближайших помощниц судили и выслали на шесть лет в Сибирь. Отбыв срок ссылки, матушка Анастасия переехала в небольшую деревню в центральной России к одинокой племяннице. Но, в 1937 году племянница внезапно умерла, оставив матушку одну, больную и ослабевшую от пережитого. Она написала письма своим духовным дочерям с просьбой о помощи. Сестры-монахини откликнулись, приехали и пробыли с нею около года до ее кончины.

После закрытия монастыря, главки храма и колокольню разобрали, а в здании храма поместили клуб свинооткормчего совхоза. В корпусе, где были монашеские келии, расположили сначала детский дом, потом мастерские, склады и т. д. В те послевоенные годы разрухи и государственной нестабильности один временщик сменял другого. В результате богатейший фруктовый сад был безжалостно вырублен. За неимением постоянного и заинтересованного хозяина погибла пасека. Разобрали на камень часовню, игуменский домик, хозяйственные постройки и, даже, вымощенные булыжником дорожки. Источник начал захламляться, пруды зарастали и становились болотами. Через несколько лет территория бывшего монастыря превратилась в унылый, поросший бурьяном пустырь, своим видом свидетельствовавший о страшных духовных потрясениях, которые обрушились на всю Россию.

Но народная память жила воспоминаниями о былом величии, красоте, духовной радости, некогда здесь царивших. И люди шли к источнику, который прозвали «слезы Богородицы», здесь совершалась молитва, теплилась надежда на будущее возрождение святыни. Всякий, кто приходил на место бывшего монастыря, несмотря на все разрушения и осквернение, чувствовал здесь незримое присутствие Небесной Покровительницы.

Возрождение.

В конце 80-х годов православная общественность города обратила свои взоры на обезглавленный и поруганный монастырский храм, который, казалось, взывал о помощи. По благословению Правящего Архиерея митрополита Владимира (Сабодана) образовалась инициативная группа, в задачу которой входило добиться возвращения святыни Русской Православной Церкви. Начались долгие и мучительные переговоры с администрацией города, бесконечные «кабинетные баталии» и переписка с различными инстанциями.

Милостью Божией при деятельном и заинтересованном участии Владыки Владимира вопрос решился в пользу верующих людей: поруганная святыня была возвращена Церкви.

Огонёк духовной жизни затеплился в полуразрушенном нижнем храме в честь святителя Димитрия Ростовского, где по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Владимира начались первые богослужения. В 1991 году Постановлением Священного Синода Русской православной церкви в Ростовской епархии был учрежден Свято-Иверский женский монастырь. И вновь сюда поспешили люди в надежде найти помощь и утешение. И Царица Небесная по великой Своей милости не оставила вновь открывшуюся обитель без Своего покрова и заступления.

Имея промышление о жребиях Своих, Матерь Божия, как и древле, на Афоне, так и ныне, даровала и нашей обители в щит и ограждение икону Свою, как Скорая Помощница во всех бедах и напастях. В 1992 году митрополитом Владимиром (Сабоданом) была принесена в дар монастырю Иверская икона Пресвятой Богородицы, на которой сохранилась надпись: «Сия святая икона писана и освящена на Святой горе Афонской в русском Андреевском общежительном ските». Таким великим утешением и надеждой на заступничество Матери Божией ознаменовалось возрождение святой обители.

День за днем, шаг за шагом из руин поднималась поруганная святыня православия. Нашлись добрые люди, помогли в первые зимы. Появились благодетели из строительных фирм. Часть средств на ремонт здания храма выделила администрация города.

С июля 1993г. настоятельницей монастыря была назначена монахиня Неонилла (Сергиенко Нина Сергеевна, 1999г.). Сестры, вместе с настоятельницей и прихожане монастыря работали не покладая рук. Отстроили келии, очистили и благоустроили источник, засеяли огороды, стали разводить скот и птицу. Но главной заботой была монастырская церковь. В течение двух лет велись наружные ремонтные работы, восстановлена колокольня. И, уже к концу 1995 г. Стал разноситься по округе колокольный звон. Весной 1996г. Восстановили изначальный вид пятиглавия, и началась внутренняя отделка храма. В августе 1996г. по состоянию здоровья настоятельница монахиня Неонилла была освобождена от нелегкой многопопечительной должности и уволена на покой, а через три года в 1999г. отошла ко Господу. Похоронена на монастырском кладбище.

С августа 1996г. Старшей сестрой монастыря была назначена инокиня Рахиль (Ковалева Наталья Филипповна), а в 1997г. Указом Святейшего Патриарха Алексия II по представлению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона (Долганова), архиепископа Ростовского и Новочеркасского, монахиня Рахиль была возведена в сан игумении и назначена настоятельницей монастыря.

3 ноября 1996г. Произошло долгожданное событие в жизни обители: правящим архиереем Ростовской епархии, архиепископом Пантелеимоном (Долгановым) был освящен восстановленный верхний храм в честь Иверской иконы Божией Матери. С этого момента в нем ежедневно стали совершаться богослужения.

Постепенно, при неустанных трудах игумении, монастырь стал преображаться день ото дня. Стали приходить молодые сестры, еще ничего не знавшие о жизни иноческой, но душой стремящиеся посвятить свою жизнь Господу. В матушке находили они мудрую руководительницу в жизни духовной, а взамен отдавали все силы на украшение, благоустроение святой, ставшей теперь родной им, обители. Появились люди, заинтересованные в возрождении такой святыни, монастыря – пока еще единственного по всей Ростовской области. В 1997г. на посильные лепты благодетелей смогли позолотить малые главки храма и колокольни, ростовскими иконописцами Епархиальной мастерской был написан иконостас, немного позднее – выложена плиткой площадь перед храмом и дорожка вокруг него. Сестры позаботились украсить церковный двор многочисленными клумбами с разнообразными цветами и декоративной растительностью. С наступлением весны, когда все вокруг начинает покрываться нежной зеленеющей дымкой, клумбы вспыхивают яркими цветами, которые до глубокой осени, сменяя один другого, поражают своей красотой и радуют всех приходящих сюда.

Милость Царицы Небесной.

В юбилейный год 2000-летия Рождества Христова Пресвятая Владычица наша Богородица вновь явила Свою милость и любовь к возрождающейся обители. В святые дни празднования великих христианских праздников Рождества Христова и Богоявления совершилось торжественное принесение копии Иверской Иконы Божией Матери со Святой Горы Афон в Ростовский женский монастырь. Написанию этого дивного образа послужило следующее событие.

В октябре 1996г. Поздно вечером в монастырь пришли двое мужчин и обратились с необычной просьбой – принять гроб с телом 20-тилетнего Александра для совершения отпевания. Юноша оказался сыном одного из пришедших, трагически погибший в Нижне-Вартовске. С большими трудностями смогли перевезти тело в Ростов-на-Дону, но т. к. время было позднее, в храмах отказывались принять. Так монастырь стал их последней надеждой. Евгений, так звали отца погибшего, утомленный горем и безысходностью сказал: «Если и Вы откажете, то мне придется опять везти его в морг, а я этого не выдержу!»

Промыслительно Божия Матерь распорядилась принять тело усопшего в Свою обитель. Гроб перенесли в нижний храм, и всю ночь настоятельница с сестрами читали псалтирь о упокоении души новопреставленного Александра. Утром же, после Божественной Литургии, совершилось отпевание.

Промыслом Божиим люди через скорби укрепляются в вере, в уповании на Господа. Так было и с Евгением. Испрашивая молитв за своего сына, он стал ездить по святым местам. В одну из поездок на Святую Афонскую Гору, в благодарность за утешение и помощь в трудный момент жизни, он заказал написать список с чудотворной Иверской иконы в дар Ростовскому женскому монастырю. Икона была написана в келии святого Николая, «Буразери» в 1999г. И отправлена в Россию.

Сначала икона была доставлена в Московский Свято-Донской мужской монастырь. А 20 января самолетом привезена в Ростов-на-Дону. Икону сопровождала делегация монашествующих Свято-Донского монастыря во главе с наместником архимандритом Агафодором. В аэропорту икону торжественно встречали настоятельница Свято-Иверского женского монастыря игумения Рахиль с сестрами, духовник обители архимандрит Модест – наместник Свято-Донского мужского Старочеркасского монастыря, священство Ростовской епархии и множество людей. Радостью были переполнены сердца верующих. Даже природа, разделяя эту радость, ликовала: на пасмурном вдруг засияло солнце, как только икона Царицы Небесной вынесли из самолета. Торжественным шествием икона была доставлена в монастырь, где все вместе отслужили Пресвятой Богородице благодарственный молебен с акафистом.

Как прославил Господь Иверскую икону, находящуюся в часовне у Воскресенских ворот Московского Кремля, многими чудесами и знамениями, и почитание ее распространил по всей России, так и Донской земле явил Свою милость, даровав икону Матери Своей в защиту и утверждение.

Город Ростов-на-Дону называют воротами Кавказа, и неслучайно Иверская икона Божией Матери / Портаитисса - с греч. значит Вратарница/ привезена в Ростовскую женскую обитель.

Со всех концов Донской земли люди приходят поклониться чудотворному образу, прославляя в молитвах Небесную Заступницу. Теперь каждую среду в монастыре совершается молебен перед образом Богоматери со всенародным пением акафиста, а 20 января архиепископ Пантелеимон установил Днем местного празднования.

К осени 2002г. трудами ростовских художников-реставраторов были расписаны стены и обновлен иконостас нижнего храма. В работах по ремонту храма с большой заботливостью участвовали многие прихожане, благодетели, сестры. И летопись монастыря пополнилась еще одним знаменательным событием, свидетельствующем о процветании обители под покровом Царицы Небесной: 17 ноября 2002г. Высокопреосвященнейшим Владыкой Пантелеимоном было совершено великое освящение отреставрированного храма в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

Современная жизнь обители.

Свято-Иверский монастырь пока остается единственным женским монастырем в Ростовской епархии. Много значил он в дореволюционное время, когда нескончаемый поток паломников устремлялся к его святыням, ныне же новое его рождение открыло собою особую страницу духовной жизни города. Факт возвращения храма и монастырских земель стал своего рода покаянием тех, кто взял на себя ответственность за ту духовную разруху, в которой оказалось наше отечество. Это послужило, в свою очередь, неким толчком в духовной жизни Донского края: повсеместно стали открываться приходы, восстанавливаться и строиться храмы.

Духовником обители на протяжении нескольких лет был архимандрит Модест (†14.03.02г.) – наместник Свято Донского мужского Старочеркасского монастыря, который навсегда останется в памяти сестер как мудрый наставник, любвеобильный пастырь, помогающий стяжать любовь ко Христу и ближним.

Истинное служение монашествующих людей состоит в том, чтобы освободившись от житейских попечений, ради любви ко Христу, миловать мир своей молитвой. Монахи молча проповедуют Христа своей жизнью и молитвенно помогают миру в том, в чем нельзя помочь по-человечески, но одним лишь божественным вмешательством. По этой причине в монастыре наибольшая часть времени посвящается молитве.

На сегодняшний день в монастыре проживают 35 насельниц. Соблюдая правила святых Отцов древнего монашества, в обители сестрами читается Неусыпаемая Псалтырь. Каждый день начинается и заканчивается молитвой. Утром в 6.00 все сестры собираются в храм на молитвенное правило, чтобы свои первые мысли вознести к Богу и испросить благословение на предстоящие дела. Весь день проходит в неустанных трудах: сестры поют на клиросе, трудятся на скотном дворе, в трапезной, возделывают огород, выпекают просфоры, но при любом занятии стараются стяжать непрестанную молитву и ею просветить свои души, сделать свои сердца по-евангельски чистыми. Заканчивается день с его многочисленными заботами, и вновь сестры собираются в храм на вечернее молитвенное правило возблагодарить Господа за Его щедрую милость и помощь во всех наших нуждах, житейских и духовных.

Соединяя свою жизнь с молитвой и трудом, насельницы святой обители стараются стяжать христианские добродетели: послушание, смирение, кротость, воздержание, а главное – любовь к Богу и ближним, чтобы исполнились на деле Евангельские слова:

«Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех».

Картинка Картинка