Картинка Картинка

Покаяние

  •   Таково человеколюбие Божие! Никогда Он не отвергает искреннего раскаяния; но хотя бы кто дошел до самой крайней порочности, а потом решился бы возвратиться опять оттуда на путь добродетели, и такого Он принимает и приближает к Себе, и делает все, чтобы привести его в прежнее состояние. И еще более человеколюбия вот в чем: если кто окажет не полное раскаяние, то и краткого, и малого Он не отвергает; даже и за него назначает великую награду.

    /Свт. Иоанн Златоуст /

  •   Достойное покаяние - это покаяние с горьким чувством духовным. «Я сделал не так, как приказал Господь», - сказать так мало. Надо, чтобы эти слова были так горьки, чтобы сознание в этой своей вине было столь ужасно, что и сам поступок обрел отвратительный горький вид, и чтобы мерзость его отталкивала в мыслях, в духе вашем. Трудно это сразу обрести, но необходимо. Сладость сильна, если нет страха. Любовь и страх обуздывают человека и заставляют следить за собой. Достойно кающийся, при каждом взгляде вокруг себя в мире, увидит и поймет, насколько он виноват даже в самом будто невинном проступке, ибо Тот, перед Которым он провинился и Которому кается, Совершен во всем, даже в пылинке летающей, велик и страшен в Премудрости Своей, и смерть и жизнь Ему повинуются. Что же после этого - человек? Не ужас ли? Не горечь ли от самого малого ослушания Бога? Очень сладкое и привлекательное для «душевного человека» делается неприемлемым при размышлении духовном, и сладость исчезает, а горечь остается и увеличивается при сожалении, что это сладкое «съел» - совершил.

    /Свт. Иоанн Шанхайский/

  •    Верующие в Господа должны прежде всего покаяться, как проповедал Иоанн и Сам Господь наш Иисус Христос. Ибо нераскаявшиеся ныне подвергнутся большему суду, чем осужденные прежде Евангелия.

    /Свт. Василий Великий/

  • Бог нам, живущим на земле, дает возможность познать, что есть Царствие Небесное и что есть ад. Когда человек живет радостию во Святом Духе, то она преображает его сознание, и он даже зло видит преображенным. Многим доводилось видеть иконы, на которых изображены ад и его насельники. На иконах зло изображено без его безобразия – иконно, благодатно. И человек, живущий любовью в Боге, никого не судит, снисходит, терпит, поскольку он зло, грех видит как болезнь, как страдание. В таком состоянии человек неуязвим для сил зла. Совсем другое бывает, когда человек, любя себя и доверяя себе, видит жизнь хуже, чем она есть. Он видит мир только несправедливым и являет свое недовольство, неблагодарность, ибо когда человек поселяет в себя зло, то он и на добро смотрит подозрительно, не верит добру, то есть на все взирает искаженным оком, отсюда – ропот, досада. И если человек не знает покаяния, то он доходит до вражды на Бога и становится бесом по сути. Поэтому Св. Церковь всем положила дисциплину покаяния, чтобы люди не увязли в грязи осуждения и злобы, а искали бы мира, любви – Благодати Царствия Небесного.

    /Прот. Иоанн Гончаров/
  •   Некоторые из христиан от неверия совсем не каются, а некоторые, хотя и каются для порядка и обычая, но потом без страха опять тяжко согрешают, имея неразумную на­дежду на то, что Господь благ, а другие, имея в виду одно то, что Господь правосуден, не перестают грешить от отча­яния, не надеясь получить прощения. Тех и других исправ­ляя, слово Божие объявляет всем, что благ Господь ко всем кающимся искренно и с твердым намерением не возвра­щаться на прежнее. Несть бо грех побеждающ челове­колюбие Божие. Напротив, правосуден Господь для тех, которые от неверия и нерадения не хотят каяться, также и для тех, которые хотя иногда и приносят покаяние для порядка и обычая, но потом опять без страха тяжко согре­шают, имея неразумное упование на то, что Господь благ. Есть и такие христиане, которые приносят покаяние, но не все высказывают на исповеди, а некоторые грехи скрыва­ют и утаивают стыда ради. Таковые, по слову апостольско­му, недостойно причащаются Святых Тайн, а за недостойное причащение подвергаются различным немощам и болезням, а немало и умирают.
    /Прп. Амвросий Оптинский/
  •   Так ли мы поступаем, как поступил святой Давид, когда наказываемы бываем от Бога за грехи наши или бедствиями или болезнями? Святой Давид, согрешивши, каялся, исповедовался Богу и благодарил Господа за то, что согрешившего не предал его смерти, а оставил на покая­ние и исправление. Нет, мы, маловерные и малодушные, не подражаем святому Давиду, а, будучи наказуемы за грехи наши, ропщем на Бога и людей, обвиняем всех и все, вместо того чтобы смириться и приносить искреннее раская­ние в своей грешной жизни и постараться исправиться или, по крайней мере, хоть не роптать и не обвинять других, а сознавать, что терпим болезнь или бедствие достойно и праведно. Чрез такое смиренное сознание и раскаяние с твердою решимостью не возвращаться на прежнее можем получить помилование от Господа и в сей, и в будущей жизни.

     /Прп. Амвросий Оптинский/

  •   Иное согрешать от немощи и согрешать удобопростительным грехом, а иное согрешать от нерадения и бесстрашия и согрешать тяжким грехом. Всем известно, что есть грехи смертные и есть грехи удобопростительные словом или мыслию. Но во всяком случае потребно покаяние искреннее и смиренное и понуждение, по слову евангельскому, с твердым намерением не возвращаться на прежнее. Сказано в «Отечнике»: пал ли еси, востани! опять пал еси, опять востани! Не удивительно падать, но постыдно и тяжко пребывать в грехе.
     /Прп. Амвросий Оптинский/
  • Один человек все грешил и каялся - и так всю жизнь. Наконец покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой и говорит: «Он мой». Господь же говорит: «Нет, он каялся». «Да ведь хоть и каялся, опять согрешал», - продолжал диавол. Тогда Господь ему сказал: «Если ты, будучи зол, принимал его опять к себе после того, как он Мне каялся, то как же Мне не принять его после того, как он, согрешив, опять обращался ко Мне с покаянием?»

     /Прп. Амвросий Оптинский/
  •   Святые были такие же люди, как все мы. Многие из них пришли от больших грехов, но покаянием достигли Небесного Царства. И все, кто приходит туда, приходят чрез покаяние, которое даровал нам Милостивый Господь Своими страданиями.

    /Прп. Силуан Афонский/

  •   Истинному покаянию помогают сознание, память, воображение, чувство и воля. Как мы грешим всеми силами души, так и каяться надо всей душой. Покаяние только на словах, без намерения исправления и без чувства сокрушения, называется лицемерным. От нерадивой жизни сознание грехов затмевается - надо его прояснить; чувство притупляется - надо его пробуждать; воля обессиливается - надо ее принуждать. Сказано: «Царство небесное силою берется» (Мф. 11:12). Поэтому исповедь должна быть сердечная, глубокая и полная.

    /Св. прав. Иоанн Кронштадтский/

Картинка Картинка
Страницы:      предыдущая ctr
  • 1
  • 2
Возврат к списку тем