Таинства и обряды

Картинка Картинка

Как вести себя на кладбище

Как относиться к могиле православного христианина

  Кладбища - это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.
  Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными. 
  Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма.
  Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения - Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.
  Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.
  Могила - это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.
 Крест
на могиле православного христианина - молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
  Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.
  Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.
  Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Как вести себя на кладбище

  Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Есть более краткий чин, который может совершить и мирянин "Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище"
  По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.
  Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
  Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм - этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба "для усопшего" является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
  Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Как правильно поминать усопших

  "Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага", - пишет святитель Иоанн Златоуст.
  Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
  По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым.
  Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
  Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина.
  Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
  Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
  Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.
  Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.
Это дни:
 1. Суббота мясопустная - за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.
 2. Родительские субботы - на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.
 3. Троицкая родительская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения - парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.
Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:
 4. Радоница - пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.
 5. Димитриевская родительская суббота - день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября - дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
 6. Поминовение усопших воинов - 26 апреля (9 мая нового стиля).
Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

О посещении кладбища в день Пасхи

    Церковный Устав не знает чина Пасхальной панихиды, но не запрещает в этот день навестить родную могилку.
   Наши усопшие, оставаясь такими членами церкви Христовой, как и живые, слышат наше обращение к ним и отвечают на них, чаще всего незаметно.
   В день Пасхи можно посетить кладбище, чтобы похристосоваться с усопшими. Христосование должно быть действительно радостным христосованием, а не заупокойным молением, всегда настраивающим нас на грустный лад. Церковные люди скажут на дорогой могилке: «Христос Воскресе!», положат на могилку красное яичко, может быть и поплачут, но совершать заупокойную службу не дерзнут.
    Служение панихиды откладывается до Радоницы.

Кончина человека

    Обычно перед концом человек не в состоянии позаботиться о себе, поэтому долг всякого верующего - сделать все, чтобы переход в иной мир сложился для умирающего по-христиански.
    При тяжкой болезни близких нужно позаботиться, чтобы над ними было совершено Таинство Елеосвящения (Соборования).
  Существует суеверная боязнь этого Таинства, как будто предшествующего смерти. Но в молитвах последования елеосвящения говорится не о смерти, а о жизни, о прощении грехов и исцелении души и тела.
     При приближении кончины самое важное - непременно пригласить священника для совершения Таинств Исповеди и Причащения. На совести не должно остаться какого-либо греха или злобы к кому-либо. Соборование не заменяет Исповеди. При Соборовании изглаживаются забытые грехи, а сознательно утаенные не отпускаются.
     Умирающего можно Причастить и не натощак. Нельзя Причащать потерявшего сознание, а тем более - уже умершего.
   Давать умирающему святую воду и антидор можно, если он в сознании. Это не заменяет Причащения, но дает помощь в предсмертном борении.
    В момент смерти человек испытывает чувство томления. При выходе из тела душа встречает Ангела Хранителя, данного ей в крещении, и злобных духов - бесов. Облик бесов так ужасен, что при их виде душа мятется и трепещет.
    В минуты разлучения души с телом совершается канон на исход души. Он читается «от лица человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати», и иначе называется отходной молитвой. При отсутствии священника это последование должны прочитать родные или близкие. Если человек умирает в таких условиях, что чтение молитв возле него невозможно, надо помолится о нем дома, только бы помочь ему в самые тяжелые минуты.
   Когда человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то родственники могут прочесть другой канон - «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». Оба этих канона есть в полных православных молитвословах.
   По кончине сразу следует прочесть «Последование по исходе души от тела». (Если христианин умер не дома, то прочитать последование можно тогда, когда станет известно о его кончине.) Оно завершается молитвой «Помяни Господи, Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося…». После этого усопшему надо закрыть глаза и рот, если они открыты, выпрямить туловище и накрыть с головой.
Картинка Картинка
Вернуться к списку статей