Двунадесятые и Великие праздники

Картинка Картинка

Святая Троица. Пятидесятница.

    Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святаго Духа на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христова. Сошествием Святаго Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святаго, полученные ими в Таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, - подает ему Дух Святый. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами.
     Постепенно Бог открывал Себя людям: в ветхозаветное время люди знали только о Боге Отце, со времени рождения Спасителя люди узнали о Его Единородном Сыне, в день сошествия Святаго Духа люди узнали о бытии третьего Лица Пресвятой Троицы и так научились верить и прославлять Бога, единого по существу и Троичного в Лицах - Отца, и Сына, и Святаго Духа - Троицу единосущную и нераздельную.
     Сошествие Святаго Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано евангелистом Лукой в начальных главах его книги «Деяний святых апостолов». Богу угодно было сделать это событие поворотным пунктом в мировой истории.
Пятидесятница - то есть пятидесятый день после праздника Пасхи - один из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножия Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим.
     Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святаго Духа. Господь объясняет ученикам, что Утешитель - Дух Святый - должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей… Я умолю Отца, - говорит Господь апостолам, - и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины…Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он - Дух истины … Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне… (Ин. 14: 16-17, 26; 15: 26).
Готовясь к принятию Святаго Духа после вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми женами-мироносицами и другими верующими (около ста двадцати человек) на Пятидесятницу находились в Иерусалиме в так называемой «Сионской горнице». Так как Господь Иисус Христос умер и воскрес в период Ветхозаветной Пасхи, то праздник Ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на пятидесятый день после Его Воскресения.
      И вот, в девятом часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей послышался шум, как будто от бурного ветра. Шум этот наполнил дом, где находились апостолы, и одновременно над головами апостолов появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них. Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали. Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу. Эти внутренние изменения и новые неиспытанные чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, не известных им языках. Так совершилось над апостолами Крещение Духом Святым и огнем, как было предсказано пророком Иоанном Крестителем (Мф. 3:11). Увидев стекающийся со всех сторон народ, с молитвами хвалы и прославления Бога на устах апостолы вышли на кровлю дома. Слыша этот поток радостных молитв, собравшиеся около их дома были поражены непонятным для них явлением: ученики Христовы по происхождению большей частью галилеяне, люди по виду необразованные, от которых и ожидать нельзя было знания иного языка, кроме их родного, вдруг начали говорить на разных иностранных языках, так что, как ни разнообразна была толпа людей, прибывших в Иерусалим из разных стран, каждый слышал свою родную речь. Но нашлись среди толпы и циники, которые не постыдились смеяться над вдохновенными проповедниками, говоря, что апостолы, мол, уже так рано успели напиться вина.
     На самом же деле сила Духа Святаго обнаружилась тогда, кроме прочих внутренних благодатных перемен, еще и во внешнем даре языков именно для того, чтобы апостолы могли успешнее распространять Евангелие среди разных народов, не имея надобности в изучении иностранных языков.
   Увидев недоумение людей, апостол Петр выступил вперед и произнес свою первую проповедь, в которой объяснил собравшимся, что в чудесном сошествии Святаго Духа исполнилось древнее предсказание Иоиля, который говорил от имени Бога: И будет в последние дни, - говорит Господь, - излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабы Моя и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего: и дам чудеса на небеси и на земли. Апостол объяснил, что именно в таком сошествии Святаго Духа должно было совершиться дело спасения людей. Чтобы удостоить людей благодати Святаго Духа, потерпел крестную смерть и воскрес из мертвых пришедший Мессия - Господь Иисус Христос.
    Кратка и проста была эта проповедь, но поскольку устами Петра говорил Дух Святый, то эти слова проникли в сердца слушавших. Многие из них умилились сердцем и спросили его: Что же нам надо делать? - Покайтесь, - отвечал им апостол Петр, - и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа. И вы не только будете прощены, но и сами получите благодать Святаго Духа.
     Многие, уверовавшие во Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах, крестились, и к вечеру этого дня Церковь Христова из числа ста двадцати выросла до трех тысяч человек. Таким чудесным событием началось существование Церкви Христовой - этого благодатного общества верующих, в котором все призваны спасать свои души. Господь обещал, что Церковь пребудет непобежденной вратами ада до самого конца существования мира!
     Сошествие Святаго Духа на верующих в Иисуса Христа осуществляло освобождение верующих от власти диавола и было началом нового, благодатного союза с Богом в Его духовном Царстве.
     Глубоко пережив события поругания, смерти и воскресения Господа, святые апостолы ко времени Пятидесятницы духовно возмужали, многое прочувствовали и созрели для принятия даров Святаго Духа. Тогда и снизошла на них полнота благодати Божией, и они первые вкусили духовные плоды спасительного подвига Богочеловека.

Тропарь, глас 8-й
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас 8-й
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.

Молитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

    Здесь Дух Святый именуется «Царем Небесным» как равное Отцу и Сыну Третье Лицо Святой Троицы. Именуется «Утешителем» - по Его свойству утешать и радовать человека. Именуется «Духом истины» - как открывающий людям истину, помогающий видеть и любить ее. «Везде сущим и все исполняющим (наполняющим)» - по Его Божественной природе, не имеющей ни границ, ни препятствий. «Сокровищем благих» - сокровищница всего благого и ценного, чего только может желать человек, стремящийся к совершенству. «Подателем жизни» - как оживляющий всю природу и, в особенности, подающий благодатно-духовную жизнь людям и Ангелам.
    Обращаясь так к Святому Духу, мы просим у Него, Всеблагого, очистить нас от всякой греховной скверны, которая зарождается в нас от различных страстей или прилипает к нам при соприкосновении с миром, во зле лежащем. Мы просим Его пребывать в нас и направлять нашу жизнь к спасению души. При этом, обращаясь к Духу Святому, нужно смиренно сознавать себя нищим и недостойным, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4: 6).
Картинка Картинка
Вернуться к списку статей