Двунадесятые и Великие праздники

Картинка Картинка

Сретение Господне

Сретение Господне~Религия в картинках   Сретение Господне - двунадесятый праздник, отмечается 15 февраля по-новому стилю. Слово «сретение» значит встреча.
   На 40-й день по Рождестве Христовом Богородица Мария, исполняя предписание Моисеева Закона, принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм.
   По законному требованию все еврейские дети-первенцы мужского пола, в сороковой день после рождения, представлялись в храме и посвящались Богу. При этом родители приносили за первенцев узаконенную пророком Моисеем жертву очищения и уплачивали небольшой денежный взнос.
   Сопровождающий Богоматерь Иосиф Обручник - опекун Богомладенца, - так же, как и обычные родители, принёс за Него в храм установленную денежную плату и в жертву очищения - двух голубиных птенцов.
   В это же время в Иерусалиме жил «человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух Святой был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2, 25-26).
   Симеон - учёный человек, в числе 70-ти переводчиков в 3 веке до Рождества Христова при египетском царе Птоломее переводил Священное Писание Ветхого Завета. В книге пророка Исаии, при переводе фразы «Се Дева во чреве примет и родит Сына...», он хотел исправить слово «Дева» на «молодая женщина», потому что не поверил, «как может Дева родить?» Ангел Божий предстал пред ним и запретил исправлять, предсказав, что он сам станет свидетелем этого чуда.
   И вот этот день наступил. Когда Иосиф и Мария принесли в храм Младенца Христа, Симеон, по вдохновению Святого Духа пришёл в храм. В это же время в храме служила пророчица Анна. Никто из обычных посетителей храма не увидел в принесённом Младенце Спасителя мира, однако «род человеческий, - говорит архиепископ Херсонский Иннокентий, - успел выслать на сретение Его двух ангелов во плоти: Симеона и Анну, престарелых летами, но юных духом».
   Пророческий взор Симеона остановился на Деве Марии, державшей на руках Божественного Младенца. Старец увидел в Нём «Утешение Израилево», обетованного Мессию и в священном трепете и восторге воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, так как видели очи мои спасение Твое, свет во откровение народам и славу людей твоих».
   «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём», - замечает евангелист и продолжает: «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: вот лежит на падение и на восстание многих в Израиле...» В этих словах Симеон, названный позже Богоприимцем, провидит то время, когда покоящийся на его руках Младенец Иисус выйдет на проповедь и как различно воспримут Его люди.
   В Иерусалимской Церкви этот Праздник был уже в 4 столетии.

Сретенская свеча

   Обычай освящать свечи на Сретение Господне существует с древних времен, и в это освящение стало уже традицией. В Православной Церкви с тех далеких времен сохранился «Чин благословения свечей на Сретение Господне».
   В третьей молитве этого Чина священник обращается к Богу: «Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мiр: излей благословенiе Твое на свещы сiя, и освяти я светом благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко сiя светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостiю Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат…».
   Обычная церковная свеча от «сретенской» отличается только чином освящения, ведь простые церковные свечи, которые продаются в лавках, тоже освященные. Для лучшего понимания можно провести аналогию с освящением воды.
   Есть такое понятие, как освящение воды Великим чином, и делается это только единственный раз в году – на праздник Крещения Господня, и вода эта называется Великой агиасмой, т.е. «великой святыней», и имеет особую силу.
   Также и «сретенские свечи» – их освящают только один раз в год особым чином.
   Сретенские свечи хранятся бережно весь год, православные христиане возжигают их во время домашней молитвы. Можно их возжигать и в особых случаях – например, во время молитвы за больных, в моменты душевных тревог и волнений. Также есть обычай возжигать эти свечи Великим постом за богослужением: на каноне Андрея Критского, страстных Евангелиях и т. д.
   Церковь предостерегает своих прихожан придавать освященным свечам какое-либо магическое или чудодейственное значение: «Сретенская свеча напоминает нам о зажженном в каждом из нас огоньке Благодати Божией, который надо сохранить в себе на всем нашем земном пути. По мере того, как мы сберегаем и защищаем эту искорку веры в наших сердцах, мы противостоим силам зла, которые постоянно нас окружают и пытаются удалить нас от еще одного Светоча - света Вечной жизни, осеняющего этот путь».

Картинка Картинка
Вернуться к списку статей