Двунадесятые и Великие праздники

Картинка Картинка

Слово в день первоверховных апостолов Петра и Павла.

     Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла Святая Церковь чтит так высоко, как никого другого из святых апостолов, хотя все они велики пред Богом.
    Что же это значит? Это значит, что Сам Бог поставил их превыше других апостолов. Святого апостола Петра Господь Сам так возвеличил, как никакого другого апостола, ибо слышали вы в нынешнем Евангельском чтении, что Господь наш Иисус Христос спросил однажды учеников Своих, за кого почитает Его народ. И ответили Ему ученики: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. А вы за кого почитаете Меня? - спросил Господь наш Иисус Христос. И тогда за всех ответил Ему апостол Петр: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал Ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. Сам Бог открыл ему, что Господь Иисус есть Христос, Сын Божий. И Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.
Он назывался ранее Симоном, а теперь дает ему Господь имя Петр, что по-гречески значит скала, камень. Скалою, твердым камнем назвал его Сам Господь Иисус Христос.
    Видите ли, святого апостола Петра Господь назвал краеугольным камнем Церкви Своей, назвал той скалой незыблемой, на которой будет создана Церковь Его. Эти слова не имеют ли высочайшего значения? Это ли не превознесение святого Петра над всеми другими апостолами? И дам тебе ключи Царства Небесного. Не величайшее ли назначение получил апостол Петр от Самого Господа Иисуса Христа?.. Ему даны ключи Царства Небесного; ему дана власть связывать и разрешать всех нас, окаянных и грешных; он будет впускать или не впускать во врата Царствия Небесного. Вот видите, что святого Петра Сам Господь Иисус поставил превыше всех других апостолов.
    В другой раз сказал Он Петру: Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу. Вы знаете, как сеют на решете, как отсевают при этом все нечистое от чистых зерен, сотрясая их на решете. Так сатана просил разрешения подвергнуть апостолов тяжелым испытаниям. И далее что говорит Господь? Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.
     Он считал Петра самым крепким, самым сильным верою и преданностью Богу и поручил ему утвердить всех братьев своих - прочих апостолов, если постигнет их это искушение, если попытается сатана всех их сеять как пшеницу.
    Итак, видите, Сам Господь Иисус Христос поставил Петра первоверховным апостолом.
    А почему первоверховным признается и святой апостол Павел? Он не был одним из двенадцати избранников Христовых, не был даже учеником Его при жизни Его, а теперь по достоинству, по величию причтен к святому первоверховному апостолу Петру. Разве не было у Господа Иисуса любимого ученика Иоанна, который на Тайной Вечери возлежал на груди Его? Не брал ли его Иисус вместе с Петром и Иаковом на гору Фаворскую? Не взял ли этих трех апостолов с Собой, когда до кровавого пота молился в саду Гефсиманском?
     Конечно, не смеем говорить о том, что чувствовал и думал Господь Иисус, не смеем отвечать за Него, но некоторые догадки можем мы строить, в этом не будет никакого греха.
     Каков был святой апостол Иоанн Богослов и чем отличался от святого первоверховного Петра? Петр был пламенным борцом за веру христианскую, он был пламенным учеником Господа Иисуса, ибо все знают, что когда пришли воины и служители первосвященников в сад Гефсиманский арестовать Господа Иисуса, тогда апостол Петр вынул меч и отсек ухо рабу архиерееву Малху.
     Было два меча у учеников Иисусовых: один из них был у Петра, и он один не убоялся обнажить меч против всей спиры (против всего отряда), обнажить меч и ударить Малха. Он был пламенным, в высшей степени активным и способным на великие дела.
    А таков ли был апостол Иоанн? Нет, не таков. Он был велик, не менее велик, чем святой апостол Петр, но душа его была женственна, он весь был живая любовь. Его соборное Послание дышит именно этой святой любовью. У него было сердце нежное, пламенно любившее Христа, но не был он склонен к борьбе, он был не так активен, как апостол Петр. Вероятно, потому и не дал ему Христос первенства над апостолами.
     А кто назвал вторым первоверховным, наряду с Петром, апостола Павла? Это сделал не Господь Иисус Христос, ибо Павел не был Его учеником при жизни, и не только не был учеником, а был жестоким врагом Его, он был учеником фарисея, знаменитого учителя того времени Гамалиила. Он изучил под его руководством весь закон и был пламенным приверженцем закона Моисеева, а потому ненавидел Христа, ибо, по его мнению, Христос разрушил этот закон.
   Когда убивали первомученика Стефана, Павел стерег одежды убивавших и одобрял убийство Стефана. Он испросил у синедриона грамоту, разрешавшую ему везде и всюду выискивать христиан, арестовывать, связывать, заключать в тюрьмы и убивать их. И вот, получив эту грамоту, шел он со своими спутниками в Дамаск, чтобы там учинить кровавую расправу над христианами. И вдруг на пути осиял его свет с Неба, свет, какого не бывает никогда на земле.
     В страхе и трепете упал Савл на землю и услышал слова Иисуса: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?.. Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он спросил с трепетом: Господи, что повелишь мне делать? Господь Иисус ответил ему: Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.
     Встал с земли Савл, он был слеп; свет Христов ослепил его очи. Взяли его руку и повели в Дамаск, и три дня был он слеп, три дня не ел, не пил. Три дня потрясалась душа его воспоминанием о Божественном явлении. Три дня душа его пылала слезным и молитвенным покаянием.
    Уже одного этого столь чудесного призвания достаточно было бы для нас, чтобы с великим уважением и любовью отнестись к святому апостолу Павлу. Его назвала первоверховным, поставила наряду с апостолом Петром Святая Церковь. Но чем руководствовалась при этом она, произволом ли своим? Конечно, нет. Она руководствовалась Священным Писанием - Посланиями самого апостола Павла, которые так святы, так насыщены Божественной благодатью, так глубоки по содержанию, что его называют вторым основателем христианства после Господа Иисуса Христа.
    На чем именно основывалась Церковь, уравняв его по достоинству с апостолом Петром? В Первом Послании к Коринфянам он говорит о себе: Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился. И смиренно прибавляет: Не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
     Во Втором же Послании к Коринфянам Павел говорит: Они евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я. Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.
     Знаем из Деяний святых апостолов, что босыми ногами, пешком обошел святой Павел все области Малой Азии, везде и всюду основывая Церкви, был в Македониии в Греции, был в Афинах и в Риме, доходил даже до Испании. Итак, труды его были безмерны, были неисчислимы.
    Что же однако значит, что Господь Иисус Христос избрал Своим первоверховным апостолом Петра, который троекратно отвергся Его во дворе первосвященника Каиафы? Это значит, что Господь Сердцеведец: Он знал, каким безмерным покаянием, какими кровавыми слезами будет до конца жизни заглаживать святой Петр свое троекратное отречение, знал, что внезапно будет он вскакивать с постели каждую ночь, когда пропоет петух, будет распростираться на земле, будет часами умолять Бога о прощении.
     За такое покаяние Господь простил его тяжкий грех, ибо слышали вы вчера на всенощной беседу Господа Иисуса с Петром, в которой призывал Он его пасти овец Своих, агнцев Своих, троекратно призывал к этому и этим троекратным призывом очистил святого Петра от греха отречения.
     И святому Павлу, бывшему сперва Его врагом, просил Господь Иисус тяжкий грех гонения на Него и на христиан, потому что Господь Сердцеведец знал, что и святой Павел загладит грех свой многострадальной жизнью и пламенной проповедью своей. Он знал, чем будет Павел, знал, что Павел скажет: Уже не я живу, но живет во мне Христос.
    Господь Сердцеведец знает сердца всех людей. Он знал сердце священномученика Киприана, епископа Карфагенского, который в юности и в молодости был язычником и вел, ка все язычники, греховный, развратный образ жизни. Господь простил ему грехи юности, простил и сделал его великим святителем, а потом призвал к мученическому подвигу.
     И о другом великом святителе напомню вам: это был один из отцов Церкви, имевший глубокий философский ум - блаженный Августин, епископ Иппонский. По обращении своем долгое время он принадлежал к секте манихеев. И тем не менее Господь простил ему это еретичество и поставил его на свещнице Церкви Своей, как звезду первой величины.
     И ка много, как много и других подобных примеров. Сколько можно назвать страшных разбойников, убивших сотни людей и потом тяжким покаянием не только заслуживших прощение Божие, но и ставших чудотворцами.
     А мы, не зная сердец человеческих, как часто тяжко осуждаем и клеймим презрением и осуждением явных грешников, которые, может быть, слезно покаялись пред Богом и прощены Им. Как часто забываем слова Христовы: Не судите, да не судимы будете. Как часто забываем о своих тайных грехах, которые к позору нашему откроет Христос Судия на Страшном Суде пред всеми людьми.
    Да будут же святые первоверховные апостолы Петр и Павел для нас всегдашними напоминателями о том, что Христос - Бог Сердцеведец, и знает не только то, что в сердцах наших, но и то, что может быть и будет в них. Аминь.
/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий)
Проповеди, том 3, 12 июля 1952 года/
Картинка Картинка
Вернуться к списку статей