Двунадесятые и Великие праздники

Картинка Картинка

Синаксарь во святую и великую неделю Пасхи

Синаксарь

во святую и великую неделю Пасхи.

   Во святую и великую неделю Пасхи празднуем самое живоносное воскресение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
   Настоящий праздник мы называем и Пасхою, что с еврейского языка значит преведение, ибо это – день, в который Бог в начале привел мир из небытия в бытие; в этот же самый день, проведши народ Израильский через Чермное море, исторгает его из рук Фараона; в этот также день, сошед с небес, вселился в утробу Девы. Ныне же, исторгнув из преисподних адовых все человеческое естество, возвел на небеса и привел в первобытное достоинство нетления. Впрочем, сошедши во ад, воскресил не всех, а только восхотевших уверовать в Него. Души же святых, от века насильственно содержимыя адом, Он освободил и всем открыл доступ на небеса. Вот почему мы, преисполненные чрезмерной радости, светло празднуем Воскресение, знаменуя радость, которою обогатилось наше естество щедротами Божия милосердия. Равным образом, выражая и прекращение вражды и соединение с Богом и самими Ангелами, мы приветствуем друг друга обычным целованием.
   Воскресение Господа совершилось так: в то время, когда воины стерегли гроб, около полуночи происходит землетрясение, ибо Ангел, сошед, отваливает камень от дверей гроба, а стража в ужасе разбегается, чем по истечении субботы, приблизительно около субботней полуночи, открывается и путь женам. И прежде всех Воскресение становится известным Божией Матери, Которая, как повествует св.Матфей, сидела против гроба с Магдалиною. Но чтобы не могло быть места сомнению в Воскресении из-за родства с Материю, Евангелисты говорят: прежде является Марии Магданине. Она же увидела и Ангела на камне, а приникши еще, видит и внутри гроба Ангелов, которые и возвещают Воскресение Господа. Воста, говорят они, несть зде; се место идеже положиша Его. Услышав это, она стремится к пламенным из учеников, Петру и Иоанну, и благовествует им о Воскресении. Когда же она возвращалась с другою Мариею, их встретил Христос, говоря: Радуйтеся! Ибо тому самому роду, который прежде услышал: в болезнях будешь рождать детей, надлежало первому выслушать и эту радость. В порыве неудержимой любви они приближаются и, желая осязательнее увериться, касаются пречистых ног Его. Приходят ко гробу и Апостолы: Иоанн, только приникши к гробнице, отошел, а Петр входит внутрь и с особенным тщанием осматривает, касается плащаницы и сударя (головной повязки).
   Под утро Магдалина снова пришла с другими женами, чтобы точнее удостовериться в виденном. Остановившись вне гроба, она зарыдала, а наклонившись внутрь его, видит двух Ангелов, блистающихся светлостию, которые, как бы унимая ее, говорят: Жена! Что ты плачешь? Кого ищешь? – Иисуса ищете Назарянина, распятаго? Он возстал, нет Его здесь. И тотчас они с трепетом поднялись, заметив Господа. Посем обратившись назад, видит и она стоящаго Христа, но приняв Его за садовника (так как гроб был в саду), говорит: господин, если ты Его вынес, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. А когда она опять наклонилась по направлению к ангелам, Спаситель говорит Магдалине: Мария! Она же, услышав сладостный и знакомый голос Христа, хотела припасть к Нему, но Он говорит: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему, как сама ты признаешь, принимая Меня еще за человека, а иди к братьям Моим и скажи им о всем, что ты видела и слышала. И Магдалина исполняет это, а на разсвете опять с прочими является у гроба. Бывшия же с Иоанною и Саломиею (жены) пришли, когда уже взошло солнце. Вообще нужно сказать, что в разное время приходили ко гробу жены, в числе которых была и Богородица; ибо Она и есть Мария, которую Евангелие называет Иосиевою (матерью), - этот Иосия был сын Иосифа. Впрочем, неизвестно, в котором именно часу воскрес Господь: некоторые говорят: в первое пение петухов, другие – когда произошло землетрясение, а иные – еще иначе. Между тем как все это происходило, некоторые из стражи пришли к первосвященникам и возвестили о случившемся. Те, удовольствовав их деньгами, заставляют обьявлять, что ученики Его пришли ночью и украли Его. Вечером же настоящего дня, когда ученики, боясь иудеев, собрались вместе и двери были крепко заперты, входит к ним Иисус, тек как был в нетленном теле, и мир, по обычаю, им благовествует. Увидев Его, они преизобильно возрадовались, и через дуновение Воскресшаго в более совершенной степени восприемлют силу Всесвятаго Духа.
   Каким же образом воскресение Господа оказывается тридневным, - разумей так: вечер четверга и день пятницы (ибо так евреи измеряют сутки) – один день; затем ночь пятницы и вся суббота – другие сутки, - вот второй день, потом ночь субботы и день недели (ибо часть начала принимается за целое) – еще сутки, - вот и третий день. Или даже так: в третьем часу пятка Христос распят; потом, от шестого часа до девятого была тьма, - считай это за ночь, и вот от третьего часа до девятого – одно нощеденство; потом после тьмы опять день и ночь пятницы, - вот двое суток; затем день субботы и ночь ее – вот трое суток, - по словам Евангелиста: свитающу во едину от суббот. Если же Спаситель, обещавший в третий день облагодетельствовать нас, кратчайшим образом совершил это благодеяние, Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

Картинка Картинка
Вернуться к списку статей